Маленькие трагедии современников.
1-ая Трагедия.

Гений.

Сцена 1.

Писатель (один)

Сажусь за стол – вселенная пред мной.
Беру перо, вершителя всех судеб,
Обмакиваю тушью иль чернилом,
Потом пишу что ум и сердце мне
Родит. Плоды от жизни зачинаю,
Они проходят стадии в душе
Развитья, выливаясь разом в срок
Бесстрашно и свободно на листок.
И в мире образов моих бескрайнем
Всегда я бог, властитель всех богов.
Что не могу я? Уничтожить зло,
Счастливое бесполое созданье,
Способное и ангела опутать,
Не то что человека, лишь раба
Капризных обстоятельств нашей жизни?
В моих творениях возможно то,
Наперекор реальности забитой.
А может, недоступна мне душа? Та,
Что постоянно тело теребит
И направляет действия людей?
Та, у которой струны – совесть, смычёк –
Дела, лекарство – добрые поступки.
На этом инструменте я играю!
Душа звучит, поёт в моих руках!
Что не возьми – зависит от меня:
Нет вдохновения – всё спит кругом,
Придёт вдруг муза, льстя – мир оживает.
А образы мои как рычаги
Машины мощности неизмеримой
В стремительное русло жизнь пускают.
Нет, суть поэм не выдумана мною!
Но и не слепок жалкий бытия
В моих великих чудесах пера –
Я идеал создал, пройдясь по слоям
Существования, дел человека.
Судьба, то есть я, героев не жалеет
В произведениях моей руки,
Но и герои борются с судьбою!
Средь них есть нищие, калеки, сэры,
Могучие и сильные средь них,
И духом чистые и грязные
Делами, короли, министры, мэры,
Убийцы, мафиози, воры, гады,
Влюблённые и мстящие врагам,
Прощающие людям все обиды,
Глупцы и мудрецы и… все, все, все.
Меж ними страсти возникают часто,
А иногда и равнодушие
Царит, не редки и трагедии…
И как пишу я! Так естественно
Огонь и свет в природе возникают.
Да, я хвалю себя и радуюсь
Таланту: гений мой – свобода, счастье!
И я один богатством обладаю!
Вот все мои творенья – предо мной:
Вот мой роман – бессонными ночами
Мне чудились событья, образы,
Вошедшие в бессмертное созданье
Слезами, кровью писана та драма,
А тут поэма, словно божество
Молиться на себя заставит правдой.

(окидывает взглядом свои произведения)

Сейчас могущество я ощущаю –
Моя рука творила жизнь в словах!

(пауза)

Но не прочтёт никто мои труды!
Делиться царством я не пожелаю.
Зачем к народу в кабалу идти?
Им дай лишь почитать, они впрягут
В зависимость, как лошадь в тарантас.
Возить и понукаем всюду буду.
А что мне слава в мире бренном даст?
Лишь угнетенье большее и всё.
Быть может, деньги получу и много.
Но для чего? Чтобы построить дом
И «Мерседес» купить? Иль деньги эти
Транжире сыну постепенно сдать?
Всё это, очень многое ещё
В своём огромном я воображенье
Не только представлять, прожить могу
Как будто наяву – помогает гений.

(пауза)

Открою что-нибудь, прочту; опять
Свой мир окину взглядом властелина.

Сцена 2.

Альберт (один)

Необходимы как сейчас мне деньги!
А, впрочем, мне нужны они всегда.
Стипендия студента хоть подмога,
Да всё же небольшая. Вот опять
Пришлось всю ночь вагоны разгружать
И подработать этим хоть десятку.
Да что червонец! Их десяток бы!
Тогда б себя не чувствовал неловко
В кругу друзей и девушек знакомых.
Родители содержат их как надо,
Меня ж отец как будто знать не знает.
И если бы не мать… Не знаю что
Тогда бы делал в этом ценном мире.

(со злостью)

Тот старый хрыч, прости Господь, отец
Сидит всё в кабинете – что-то пишет.
А для кого? Какие цели в том?
Чтоб сыну помогать доходом с книг?
Чтобы семью прославить именем
Известным – тем престиж поднять родных?
Нет, удовольствие себе доставить!
И сына позабыть с его нуждой!
Ох, что за люди злые нас рождают?!

Входит Самсон.

Самсон

Привет, Альберт, а я к тебе по делу.

Альберт

Тебе дела полезли в голову?

Самсон

Касается папаши твоего.

Альберт

О, я забыл, как с ним соприкасаться.

Самсон

Получится оно – тогда получишь,
Быть может, выгоду и для себя.

Альберт

Конечно, я готов помочь тебе
И просто так: ведь ты мне лучший друг.

Самсон

Ты знаешь, я работаю в журнале.
Теряет популярность он сейчас.
Недавно наш редактор как-то вспомнил,
Что твой отец, давно уже, печатал
Свои рассказы и у нас. Успешно.
Тогда в журнале полный был расцвет.
Я слышал от тебя, что он всё пишет,
Но на запросы наши не ответил.
Редактор мой послал меня к тебе
С наказом строгим, чтоб добился я
Через тебя что-либо для журнала.

Альберт

Ты думаешь, не уговаривал
Его послать печатать что-нибудь?
Ты ошибаешься. Отца просил,
Доказывал и даже умолял
Распорядиться правильно талантом.
Но он труды свои так бережёт,
Как скряга жадный деньги в тайниках.
Усилья снова прилагать к тому
Так бесполезно, что, прости, не буду.

Самсон (в сторону)

Вернуться без успеха не хочу, -
Хоть в этом деле надо отличиться.

(Альберту, мнясь)

Мне несколько неловко попросить,
Но… разве получилось так…

Альберт

Ну что
Ты мямлишь там чуть слышно. Знаешь ведь
Всё что просил – всегда я исполнял.

Самсон

Ты взял бы потихоньку… что-нибудь…
Иль хочешь, я попробую – покажешь.

Альберт

Ты что?! Как можешь ты меня?!... Ты, друг…
Без спроса, у отца?... То есть украсть?!
Ты думаешь, без денег опустился?

Самсон

Ну что психуешь? Только предложил.
Не стоит столько шума поднимать.

Альберт (после паузы)

Сегодня что-то голова болит.
Я позвоню потом. Сейчас посплю.

Самсон

Да, я пойду – в редакцию спешу.
Пока, до завтра.

Альберт (под нос)

До свидания.

Самсон уходит.

Таким не знал его я раньше. Так вот
Живёшь, мир цвет меняет каждый день.

Входит Писатель.

Писатель

Приятель приходил? Болтается
Без дела… Какова же цель визита?
Секрет?

Альберт

Да нет, какой секрет: Самсон
Просил уговорить тебя отдать
Свои произведения печатать.

Писатель (улыбается)

Отдать мои труды? А, может, жизнь
В нагрузку к ним советуешь спровадить?

Альберт (вспыхивая)

Давать совет тебе, что в пустоте
Кричать. Но если задаёшь вопрос,
Отвечу: жизнь твоя, поверь, ценой
Не много стоит. Нужен ты кому?

Писатель (дрожа)

Молчи! Так смеешь говорить с отцом!
Да я писатель. Я великий гений!

Альберт (возбуждённо)

Ты гений? Пушкин – гений. Славен он
Народом. И Достоевский гений –
То знают, утверждают люди все.
Писатели такие вдохновляют,
Нас восторгают, поднимают дух,
Они нужны народу, всему миру.
Да, настоящий гений – друг людей!
Ты ж дерево с засохшими ветвями!
Иль монумент, запрятанный от всех.
Ты гений? Ну, тогда я солнца свет!

Писатель (задыхаясь)

Что позволяешь говорить себе?!
Подлец! Из дома вон, подонок, вон!

(ударяет Альберта)

Альберт

Вот как ты сыну помогаешь в жизни!
Так получай сыновнюю любовь!

(ударяет Писателя и уходит)

Писатель

Меня ударил! Руку поднял на
Отца! Вот до чего век докатился!
Но я теряю силы. Слуги! Эй!
Творения бессмертные мои,
Вы послужите в день тяжёлый самый.
На помощь, Образы – рабы пера!
Стряхните думы жуткие с меня!

Появляются Образы.

Первый образ

Ты звал, и я облёкся в тело, чтобы
Сказать тебе – я не люблю таких
Как ты – кротов, чей мир лишь мрак и прах,
В который обратилось всё живое.
Таких людей я в драмах убивал.

(наступает на писателя)

Второй образ

Презренный поползень, змея, гадюка,
Кусаешь жизнь, ничто не привнося
Туда, откуда черпаешь ты всё.
Плюю я на тебя, мой господин.

Третий и четвёртый образы

Какой он господин, он раб наш смирный.
Хватай его, привязывай к столу, секи!

Пятый и шестой образы

Да, чтобы понял, что он есть пред нами!

Образы связывают Писателя и вяжут.

Писатель

Нет, стойте… Подождите… Уходите!
Эй, кто-нибудь! Эй, люди, помогите!

Первый образ

А кто к тебе придёт – ты ведь один!

Писатель

О, будь ты проклят жизни целой труд,
Который мне принёс такой кошмар!

(пытается вырваться, но не может)

Образы

Нет, ты от нас уйдёшь в могилу, гений!

(бьют Писателя)

Писатель (вырывается и бежит к окну)

Оставьте, оставьте…

(бросается в окно)


03. 04. 1986 г. – 05. 04. 1986 г.




2-ая Трагедия

Преступник (Вандал)

Сцена 1

Тесная, убогая комната.

Он (один, с репродукцией картины Рафаэля «Мадонна Конестабиле»)

«Небесное созданье, неземное!»
Родник дышащий, что в раю течёт!
Фонтан естественный, живой, прозрачный –
Никто не видел на земле такой!
Живительной прохладой обвевает
Творенье Рафаэля столько лет!
С небес спустилась донна Рафаэля
Не потревожив комара в траве!
Миротворение, покой, блаженство,
Покорность жизни, что даёт сама,
Нежнейшее созданье, в материнстве
Нашла обет, как женщина должна.
Иисус-младенец, будущий Спаситель,
Как солнце освещает мать свою.
Законченность и смысл в бытии
Мадонна с Иисусом составляют,
Тепло соединеньем создают.

(осматривает репродукцию)

Над головами ореол витает.
А, святость, плод фантазии людской!
Облачена Мадонна в голубое –
Да, цвета неба в идеальный день,
И цвета Рафаэлевой мечты.

(возносит над головой)

Мой идеал! Моя преграда в жизни!
Ты для меня лампадой в темноте
Всегда была. Наверное, с рожденья
Я ощущал тебя, был Рафаэлем,
Когда художник написал тебя!
Что пред тобой реальный человек?
Смесь дикая добра и зла – что больше?
Любя тебя, возможно ль полюбить
Петляющего в жизненных кроссвордах?
Я вижу женщину, к примеру, но…
Стоит Мадонна Рафаэля с нею,
И выбор постоянный всё решит.

(задумывается)

Она живёт пять сотен лет уже,
Все люди перед нею существуют.
Чиста Мадонна, светит как звезда,
Но грязный мир грозит её запачкать!
Как часто, посещая Эрмитаж,
Дрожащими ногами подходил
К картине, обливаясь потом-льдом,
Её виденьем забывался долгим,
Ей говорил: «да, ты, да, ты одна…»
И вдруг, в тиши святого объясненья,
Меж нами фраза-молния сверкнёт
И гром восторга грубого раздавит
Печальное моление моё;
Слеза иссохнет на щеке горячей,
Душа в клещах стоящих рядом тел
Заноет, болью обливаясь, камнем
Взбесившееся сердце упадёт
И к выходу покатится, пока
Его служители музея вон
Не выдворят. За ним иду домой.
Больной, раздавленный, пустой жду время,
Когда зажжется огонёк опять…

(с горькой усмешкой)

Лампадка-автомат…

(постепенно его голос затихает, затем он встряхивает головой)

Да что же я?
Решительность теряю. Невозможно!
Как память силы отнимать умеет!

(пауза)

Ручей прозрачный знай себе бежит,
В него плюют, обманно восторгаясь.
Святой фонтан сверкает и искрит,
В нём руки, ноги каждый грешный моет.
Прохладу запах тела перебьёт.
Покой реликвии народ нарушит.
Миротворение война взорвёт.
А на блаженство жизнь судьбу обрушит.
Она же материнство развратит.
И от холодных душ тепло исчезнет.

(пауза)

Нет чистоты Мадонны в жизни, нет!
Так пусть не будет и самой Мадонны!
Пускай умрёт… Боюсь я за неё.

Сцена 2

Зал Эрмитажа. Перед картиной Рафаэля «Мадонна Конестабиле». Он и Посетители музея.

Первый посетитель

Да, Рафаэль здесь воплотил в Мадонне
Всё лучшее, что женщина несёт
В сознаньи человека Возрожденья.
Какая вера в чистый дух людей!
Мадонна не придумана мечтами,
Тут не показан публике Пример,
Здесь гений чудотворными руками
Освободил от суетливых дел
Налёта женщину любую. Дал нам
Увидеть человека, что он есть
В реальной жизни без смешенья судеб.
Мадонна – человечества душа!

Второй посетитель

Пожалуй, в чём-то я согласен с вами;
Иисус-младенец вами позабыт.
Нельзя отбрасывать в картине что-то,
Тем более такого персонажа!

Первый посетитель

Вы просто мне не дали говорить.
Мадонна нам указывает Кто
Вести нас должен к истине глубинной,
Чьим мыслям и заветам следовать
Должны мы, чтоб прийти к себе, очистясь.

Второй посетитель

То есть, Душа к душе нам кажет путь?

Первый посетитель

Да, получилось так.

Второй посетитель

Вы видите
В картине то, что вы хотите видеть.

Третий посетитель

Художник не слуга идей. Творит он
Свои произведения не зная
Определенно, что сказать желает,
На что направить зрителя, народ.

Первый посетитель

Художник вне идей, когда творит
Идеи?

Четвёртый посетитель

Наслажденье и восторг –
Вот две идеи нам «Мадонна» даст.
Зачем вам подбирать другие к ней?
Какие краски, совершенство линий!
Нас гений умиляет мастерством!
Добрейте души перед сим шедевром!

Он (в сторону)

Её, картину будто, обсуждают!
Мадонну! Словно статую какую!
Она жива! А им понять ли это?
Последний «довод» не произнесён:
«Что за идея в небе голубом?
Какая мысль блистает в красках моря?»
Но ведь объект – живое существо!
Как глупы, неуместны эти речи,
Как будят омерзенье у меня.
Придя сюда, увидев вновь Мадонну,
Её, решил, не тронуть мне никак.
Такое можно уничтожить? Как
Найдутся силы нож воткнуть в неё?
Немыслимо, что я вчера надумал.
Какой вчера? Та мысль витала раньше,
Давно в уме родясь и развиваясь,
Когда лишь только начал мир вокруг
Мне пакостить и жизнь калечить рано,
Улыбку корча язвенную, зло
Зовя в противовес к страданью к миру.
Но, глядя на Мадонну, злость слабеет…
И вновь вскипает, только лишь мой слух
Подобные уловит разговоры.

(смотрит на картину)

А ты всё так чиста и благородна!

(оборачиваясь к посетителям, тихо)

Убить бы всех, но всех я не смогу.
Она уравновесит жизнь с искусством!
Ну, где мой нож? Свершится правосудье!

(делает резкий шаг к картине, но останавливается)

Нет, не могу. Преступником не стану.

В это время к картине подходит Пятый посетитель и, долго смотря на неё, вдруг подходит к ней и целует Мадонну. Другие Посетители удивлённо восклицают. Пятый посетитель смущённо отходит от картины.

Он (громко)

Уж грязными губами оскверняют!
Никто не поглумится над тобой!

(кидается на картину, протыкает её ножом и разрезает)

Ты умерла, и всё в порядке в мире!

На Него кидаются все Посетители, схватывают и держат Его.

Он (изумлённо обводя взглядом Посетителей)

Как! Вы защитники её?

(затем с ужасом)

Смотрите!

Он указывает на середину зала, где стоит Мадонна с младенцем.


10, 11, 14. 04. 1986 г.



Hosted by uCoz