Предисловие и пояснения

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Сразу предупреждаю – речь пойдёт только о музыке. Во-первых, потому что в рок-творчестве музыка - самое главное. Во-вторых, все пишут (музыкальные критики и любители, наши и иностранные) и говорят (в музыкальных передачах) о чём угодно: о создании и распаде групп, изменениях в составах, о мастерстве и манере исполнения, об инструментах, голосах, студиях, о стилях и направлениях, о звучании, о текстах, названиях, обложках, о популярности и местах в хит-парадах, о гастролях, поведении музыкантов на сцене и в жизни, но только не о музыке. Пора это безобразие (в прямом смысле: отсутствие описания ОБРАЗОВ рок-музыки) исправить.

Здесь будет развеян миф о превосходстве английских рок-музыкантов над американскими. Также здесь будет разрушен главный стереотип: «Есть “Beatles” и есть всё остальное» или вариант ещё круче: «”Beatles” – это наше всё». Но разоблачим и представление, что «“Beatles” – это попса» (например, от главного музкритика нашей страны - вот такие у нас музыкальные авторитеты!)

При датировании альбомов 60-ых годов имеются в виду годы их записи (или начала записи), а не выпуска, если это имеет существенное значение для нашей Истории. (Так как рок-музыка в это время развивалась семимильными шагами, важно в каком состоянии она находилась в момент создания той или иной пластинки.)

Для наглядности приводятся наиболее значимые (красным – великие) альбомы каждого года более чем полувековой истории рок-музыки, в т. ч. сборники, но лишь те, где помещены композиции, не вошедшие в номерные альбомы. Концертные и т. н. нереализованные альбомы даны выборочно. Нумерация ведётся не для обозначения степени значимости того или иного альбома. Все альбомы, указанные в списках, имею в личной коллекции, и, следовательно, всегда могу перепроверить на наличие содержимого. Если не достаёт какого-то сверхинтересного и важного альбома (думаю, вряд ли) - не обессудьте. Умышленно проигнорировал такие известные в 60-ых годах группы как: "The Hollies", "The Monkees", "Herman's Hermits", "Turtles", - как имеющие слишком маленький процент рок-составляющей в своей музыке. Названия некоторых групп унифицировались, чтобы избежать путаницы и четче проследить за творческим путём той или иной группы или исполнителя (например, постоянно корректировавшиеся "The Animals", Jimi Hendrix, Janis Joplin, Frank Zappa и т. д.)

Образы, навеваемые музыкой, могут не совпадать с содержанием текстов песен, но, повторяю, мы говорим только о музыке (включая немного стили и направления, что важно для истории развития). И это должно быть оправдано – мы часто говорим, например: «я потерял документы» так, словно произошла мировая трагедия, или: «какая прекрасная погода», как будто – «я – в Раю». Либо наоборот – фраза «там произошло землетрясение» зачастую звучит как: «вы уронили коробок спичек». В данном случае нас интересует не что, а как спето и сыграно, т. е. музыка.

Естественно, чем сложнее и глубже становилась рок-музыка с течением времени, тем сложнее и глубже будут представлены образы, её выражающие. Уверяю вас - какая музыка - таковы и стихи.

Главный постулат данной работы: рок-музыка, как и любая другая, прежде всего, измеряется в высоту и глубину. При этом, «высота» подразумевает духовную высоту, а «глубина» - глубину чувств.

И, наконец, речь пойдёт, в основном, о творчестве великих групп и исполнителей, поэтому необходимы пояснения.

ПОЯСНЕНИЯ.

Отличия великих рок-музыкантов от остальных.

1). Высокий, благородный или дьявольски низкий, адский дух музыки, который выражает:
- либо глубокие чувства, вечные страсти;
- либо морально чистые побуждения;
- либо крайнюю аморальность;
- либо рыцарские напор, твёрдость, достоинство;
- либо торжество, счастье, гимн Богу, бытию, возвышенной любви;
- либо умиротворение, благодать, согласие с Богом;
- либо философское, с иронией отношение к повседневной жизни, обыденной любви в частности.
Отсутствие, за редким исключением, чистой сентиментальности и мелодраматичности без второго, глубинного слоя.
2). В большинстве композиций:
- контрастные темы;
- изменения настроения, чувств ("движение души");
- иногда резкие переходы крайних ощущений (отчаяние - надежда, безысходность - жизнеутверждение) в рамках одной песни;
- возможна многоступенчатость в структуре композиции;
- как правило, использование приёмов полифонии, иногда - контрапункта.
3). Питание из разных музыкальных источников:
- блюз, ритм-энд-блюз;
- спиричуэл и его производные: госпел и соул;
- народная музыка разных стран, жанр кантри;
- церковная, религиозная музыка разных конфессий;
- классическая, академическая музыка всех времён.
4). Разнообразные по характеру, тональности, ритму, темпу композиции.
5). Новые идеи по форме и содержанию музыки:
- использование новых для рок-музыки инструментов, звуков, образов;
- необычные структуры композиций.
6). Выдающееся исполнительское мастерство:
- в игре на инструментах;
- в вокале;
- и в игре на инструментах и в вокале.
7). Оригинальность звучания (т.н. "саунд")
8). Основание или сооснование нового направления в рок-музыке.
9). Музыка идёт от души (даже в маскарадном глэм-роке). Крик большой, благородной души (хотя зачастую расколотой, как например, у Джима Моррисона или больной, как у Джона Леннона) - и есть, собственно, определение настоящей, великой рок-музыки, которая скончалась, в общем, в 1975-ом году, хотя великие альбомы появлялись и позднее, особенно в 90-ые годы.
10). Непринуждённость и вдохновенность исполнения.

Но не все записи великих музыкантов отвечают этим признакам. Главным образом по духу. Так, если благородная душа начинает ныть или умиляться, музыка выходит более низкой, мещанской. Именно это, к сожалению, произошло с большей частью сольного творчества экс-битлов, например.
Любая музыка создаёт образ у слушателя. Любой шаг или слово другого человека задевает струны нашей души, тоже создаёт образ у нас в душе – неосознанный, т.е. музыкальный образ, порождает определённую музыку. Представьте себе здорового мужика, выпрашивающего милостыню жалким голосом - такая музыка вызовет отвращение. Правда, музыка в таком духе зачастую вызывает восторг у публики (не будем приводить примеры), что не опровергает вышесказанное, а многое говорит о людях.

Отличия великих рок-групп и исполнителей друг от друга.

Самая высокая (возвышенная) рок-музыка у групп: «The Who» и «Yes».
Самая глубокая: J. Hendrix и «King Crimson».
Самая утончённая: «The Beach Boys», «The Mamas And The Papas» и Simon & Garfunkel.
Самая драматичная: «Led Zeppelin» и «Grand Funk Railroad».
Самая разнообразная (по образам и стилям): «The Rolling Stones».
Самая яркая: «Alice Cooper».
Лучшая подача высокого искусства: «The Beatles».
Олицетворение рок-музыки: «Cream» и «The Doors».
Самая универсальная рок-группа: «Jethro Tull».
Самая гармоничная рок-музыка: «Pink Floyd».
Самая оригинальная: «Tyrannosaurus Rex» / «T. Rex».
Самая естественная: «Creedence Clearwater Revival».
Самая демоническая: «Deep Purple» с Яном Гилланом.
Самая образо-контрастная (сатанинская / божественная): «Black Sabbath» (Ozzy Osbourne).
Самая чувственная: Janis Joplin.
Самая мощная: «Emerson, Lake & Palmer».
Самая синтезная: «Blood, Sweat & Tears» и «Chicago».
Самая простая: «Slade».
Самая торжественная: «The Bee Gees» (ранние).
Самая противоречивая рок-группа: «Queen».
Самая романтичная рок-музыка: «Uriah Heep».
Самая великодушная: Bob Dylan.
Самая зажигательная: «Santana».
Самая разноплановая: David Bowie.
Самая интересная (и отстранённо-бездушная): Frank Zappa.
Самая болезненная: «The Velvet Underground».
Cамая светлая: Donovan.



Вперёд



Hosted by uCoz